(от евр. песах
- "прохождение") - самый главный праздник христианского года, в основе
которого лежит евангельское повествование о чудесном воскресении Иисуса
Христа, распятого на кресте по приговору иудейского суда (синедриона) и с
одобрения римского наместника Понтия Пилата (I в. от Р.Х.) (Мф.
28:1-10; Мк. 16:1-15; Лк. 24; Ин. 20).
Праздник
Воскресения Христова непосредственно связан с иудейским праздником
Пасхи, который установлен в память об исходе иудеев из Египта и связан с
ожиданием прихода освободителя избранного народа - Мессии. В
соответствии с Евангелиями, Иисус Христос был распят, умер и погребен в
канун празднования Пасхи (14 нисана по еврейскому календарю), а на
третий день воскрес из мертвых. Ученики и последователи Христа
восприняли Его смерть как искупление грехов мира, а воскресение - как
победу над силой зла и дарование Богом вечной жизни. Подобно пасхальному
агнцу, закланному во имя того, чтобы ангел смерти не тронул первенцев
иудеев (Исх. 12), Иисус Христос, принеся Себя в жертву на кресте,
даровал людям избавление от вечной смерти и проклятия - неизбежных
последствий человеческого греха. Таким образом, оба праздника
прославляют свободу: иудеи возносят благодарность Богу за спасение их от
смерти (когда ангел смерти "прошел мимо" их домов) и за освобождение от
оков египетского рабства, а христиане радуются освобождению от рабства
греху и смерти. Поэтому Пасху христиане называют "праздником праздников и
торжеством из торжеств".
Как иудейская, так и христианская
Пасха ведут начало от древних аграрных праздников: характерным элементом
пасхальных торжеств в традиции иудаизма является выпекание пресного
хлеба - мацы, откуда произошел и обычай выпекать на христианскую Пасху куличи, а традиция дарения яиц
(являющихся также одним из обязательных блюд иудейской пасхальной
трапезы) символизирует не только новую жизнь воскресшего Христа, но и
приход весны.
Пасха является не только самым главным, но и самым
древним из всех христианских праздников. Он установлен и отмечался уже в
апостольское время. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два
воспоминания - о страдании и Воскресении Иисуса Христа и посвящала ее
празднованию дни, предшествующие торжеству Воскресения Христова и
последующие за ним. В зависимости от характера воспоминания, каждый
этап праздника имел свое наименование - Пасха Страданий (или Пасха
Крестная) и Пасха Воскресения. Первый этап праздника отмечался постом и
покаянием, а второй - праздничными торжествами.
В первые века
христианские общины отмечали Пасху в разное время. На Востоке, в
Малоазийских Церквах, ее праздновали одновременно с Пасхой иудейской -
14 нисана по еврейскому календарю, независимо от того, на какой день
недели выпадал праздник. Западная Церковь отмечала Пасху в первое
воскресенье после весеннего равноденствия. Первая попытка установить для
всех Церквей единое правило празднования Пасхи была предпринята св.
Поликарпом, епископом Смирнским, в середине II века. Но окончательное
решение о едином праздновании Пасхи было принято только на Первом
Вселенском Соборе, проходившем в г. Никее (современный г. Изник, Турция)
в 325 г. Собор постановил, что Пасха должна отмечаться в первое
воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния при условии,
чтобы она никогда не совпадала с иудейской Пасхой. Таким образом, Пасха
является подвижным праздником, выпадающим каждый год на разные числа в
период с 22 марта по 25 апреля. Эти числа определяются по особой
таблице, Пасхалии, в которой указаны даты празднования Пасхи на много
лет вперед.
Пасхальное богослужение
Пасхальное
богослужение отличается особой торжественностью. Перед его началом в
храмах зажигаются все светильники и люди, находящиеся в храме, стоят со свечами
в знак особой духовной радости. Со времен апостолов пасхальное
богослужение совершается ночью. Подобно древнему избранному народу,
бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства,
христиане тоже бодрствуют в священную для них ночь Воскресения Христова.
Богослужение начинается с крестного хода
- торжественной процессии вокруг храма с фонарем, хоругвями,
Евангелием, иконами Воскресения Христова и Божией Матери, с пением
канона Пасхи. Верующие приветствуют друг друга словами "Христос
воскресе!", на которые следует ответ: "Воистину воскресе!". В конце
богослужения совершается освящение артоса (греч. "хлеб") -
большой просфоры с изображением Креста или Воскресения Христова, которая
затем устанавливается в храме на аналое вместе с иконой праздника.
Артос является напоминанием того, что Иисус Христос Своей Крестной
смертью и Воскресением стал для христиан истинным Хлебом вечной жизни. В
Светлую Субботу артос дробится и раздается всем верующим.
В
первые века у западных христиан существовал обычай совершать в
пасхальную ночь таинство Крещения. В западной традиции и по сей день
освящение воды и таинство Крещения совершается во время пасхального
богослужения перед началом литургии.
Основные пасхальные торжества продолжаются в течение всей последующей недели, называемой Светлой седмицей, и заканчиваются на восьмой день - в воскресенье (второе воскресенье после Пасхи).
|